ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Циклограмма работы социального педагога
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕТЕЙ
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
1959 год – Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка.
20 ноября 1989 года единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка.
13 июля 1990 года Конвенция ратифицирована (утверждена) Верховным Советом СССР. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
Слово конвенция – латинского происхождения (переводится как договор или соглашение). Это международный договор по какому-либо специальному вопросу, устанавливающий взаимные права и обязанности договаривающихся сторон.
Значение конвенции в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.
Конвенция о правах ребенка
Статьи 1 – 4 определяют понятие «ребенок» (человеческое существо от рождения до 18 лет), фиксируют один из основных принципов конвенции – приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государств по обеспечению указанных в конвенции прав.
Статьи 5 – 11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности, право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинакова для обоих); право на воссоединение с семьей.
Статьи 12 – 17 носят, определяют права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации.
Статьи 20 – 26 излагают перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям: сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; перечисляются также права всех детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей – в социальной помощи.
Статьи 28 – 31 фиксируют права ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной или языковой культурой; право детей на отдых и досуг.
Статьи 32 – 36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.
Статьи 37 – 40
устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и социальной реинтеграции, а также право на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Статьи 41 – 45 относятся ко II части конвенции, они определяют способы информации о содержании конвенции и механизм контроля за исполнением государствами, ее ратифицировавшими.
Отдельно процитируем статью 42: «Государства – участники обязуются используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях конвенции для публикаций текста конвенции, а также публикаций с разъяснениями и комментариями этого текста».
Статьи 46 – 54 относятся к процедурно – правовым позициям – ратификации, принятию и соблюдению государствами конвенции ООН.